Поквартирная телеметрия
Телеметрия (диспетчеризация), АСКУЭ (Автоматизированная Система Контроля и Учёта Энергоресурсов) — это относительно новые понятия, которое обозначают сбор данных с приборов учёта и передачу их на диспетчерский пункт.
Подомовая телеметрия (удаленный сбор показаний с домовых приборов) уже достаточно давно и широко применяется в России в раздельных программах производителей счётчиков воды тепла и электроэнергии, в то время как поквартирная еще только начинает свое развитие.
Застройщики, которые организовывают на своих объектах системы телеметрии, как инструмент для создания комфорта собственникам квартир и удобства управления зданиями для управляющих компаний, рассматривая телеметрию как конечный продукт, идут по ложному пути.
Телеметрия это всего лишь часть большой и новой темы, которая называется «Приборный учёт» и нельзя телеметрию рассматривать как отдельный конечный продукт, она является составной частью «Приборного учёта» и необходима для удобства и оперативного сбора данных, освобождая жильцов от обузы периодически добираться до табло приборов учёта, дозваниваться или ходить в управляющую компанию чтобы передавать данные с приборов.
Управляющая компания, в свою очередь, получает показания всех приборов одновременно в реальном времени, не дожидаясь волеизъявления жильцов. А также контроль за недобросовестными жильцами, которые пытаются манипулировать показаниями приборов.
И как в любой логической игре, скажем в шахматах, от первых ходов зависит исход игры, так и от выбора оборудования, организации и концепции телеметрии зависит удобство и комфорт, как жильцов, так и управляющей компании.
Застройщики добиваются комфорта собственников квартир, который обеспечивается использованием в строительстве качественного оборудования, материалов и новых технологий.
Мы со своей стороны предлагаем не просто телеметрию, провода, контроллеры, датчики, счётчики.
Мы предлагаем порядок в приборном учете, точность и прозрачность расчётов в единой компьютерной программе, снимая с управляющей компании вопросы установки приборов учёта получения и обработки показаний, периодической поверки, и закрываем спорные вопросы с жильцами касающиеся точности измерений, поверки приборов и других текущих вопросов, касающихся приборного учёта.
В конечном итоге управляющая компания получает удобный продукт, который может самостоятельно обслуживать, имея штатного сантехника, электрика диспетчера и бухгалтера.
Как это работает?
Передать данные с какого-либо прибора на компьютер или смартфон заказчика не самая сложная задача, достаточно знать характеристики прибора и требования заказчика, чтобы определить оптимальный способ передачи данных.
К примеру заказчику нужно два-три раза в месяц (или ежедневно) снимать показания с общедомового счётчика тепла (или счётчика воды, или электросчётчика), что для этого нужно?
Во-первых, счётчик должен быть обладать функцией передачи данных:
1) Это может быть импульсный выход (счётчик отправляет сигнал-импульс, который равен какому-то значению потребляемых ресурсов. Например: 1 импульс=10 литров воды, 1 импульс=1 кВт/час, 1 импульс=0,001Гкал.).
2) Это может быть цифровой выход (У счётчика есть своя память, которая сохраняет данные. Соответственно с неё можно снять сохранённые данные, в любой момент).
3) Это может быть радиовыход. От цифрового он отличается только тем, что для приёма сигнала, нужен приёмный модуль, который способен принимать данные сразу с 24 счётчиков (воды, тепла, или газа)
4) Существует ещё несколько способов дистанционной передачи данных. Разница в способе передачи данных (Проводная: PLC, Ethernet и т.д.) (Беспроводная: ZigBee, LoRa и т.д.)
Во-вторых, нужен прибор, обрабатывающий сигнал от счётчика и отправляющий его заказчику (Это может быть модем, передающий данные по CSD, GSM; или преобразователь в Ethernet; или любое устройство принимающее и передающее данные заказчику) .
В-третьих на компьютер или смартфон заказчика устанавливается программа, принимающая сигнал от передающего оборудования и позволяющая считывать текущие данные и формировать отчёты за выбранный промежуток времени.
Вот и всё. Ничего сложного, правда?
Теперь давайте усложним задачу…
Возьмём не один прибор, а все приборы учёта, установленные в жилом доме: Счётчики тепла, воды и электричества в квартирах и приборы учёта на общедомовые нужды.
В чём сложность?
Сложность заключается в том, что все эти приборы учёта собраны на разных предприятиях, имеющих свой взгляд на то, каким должен быть, собираемый ими, прибор.
Задача проектировщика системы телеметрии заключается в подборе оптимального оборудования, способе прокладки коммутационных линий и разработке способа передачи данных заказчику.
Основой обработки данных, является программное обеспечение, установленное на сервере.
Какие оно должно выполнять функции?
Каждое предприятие, выпускающее приборы учёта с возможностью снятия показаний дистанционно, выпускает также программу, с помощью которой Вы можете опросить приборы и сделать отчёт о потреблении энергоресурсов. При помощи ПО, предназначенном для опроса приборов учёта, например, электроэнергии, Вы имеете возможность опросить все электросчётчики, установленные на Вашем объекте, узнать потребление энергии по всем тарифам и т.д.
Но!!!
Все эти данные хранятся лишь в счётчике, память которого ограничена.
Сервер же, сохраняет данные по заданным параметрам. Например, если Вы хотите чтобы данные со всех счётчиков хранились: 1-10 лет, Вы просто устанавливаете галочку на нужный промежуток времени.
Какие ещё задачи стоят у сервера?
Сервер должен принять, обработать и сохранить принятые данные. Если для сохранения нужны, в первую очередь, ресурсы: (Объём памяти, резервное копирование и т.д.), то для обработки информации нужны программы, обрабатывающие данные с приборов учёта. Это может быть отдельная программа для учёта показаний только с одного типа приборов, а может быть программный комплекс, включающий в себя не только возможность получения показаний с любого прибора, но и позволяющий создать отчёт по потреблению за любой промежуток времени.
Возможность применения АСКУЭ ограничивается рядом факторов.
- Дом уже сдан, счётчики установлены, для снятия данных с них, необходима установка дополнительного оборудования, либо счётчики не могут предавать данные.
- Счётчики одного производителя, имея одинаковый интерфейс, не могут быть подключены в одну линию. (Пример: На одном объекте установлены приёмные модули с одинаковым интерфейсом; в первом подъезде скорость опроса равна 19200, а во втором и третьем 9600. Дело в том, что оборудование приобреталось в разное время и прошивка у приборов различается.)
- Счётчики разных производителей, должны уметь передавать показания, а программа, установленная на сервере, должна уметь принимать и обрабатывать их.
Продолжение статьи в процессе написания…