г. Тюмень, ул. Щербакова д. 158 стр. 10
(+7 3452) 566-911

Поквартирная телеметрия

Телеметрия (диспетчеризация), АСКУЭ (Автоматизированная Система Контроля и Учёта Энергоресурсов) — это относительно новые понятия, которое обозначают сбор данных с приборов учёта и передачу их на диспетчерский пункт.

Подомовая телеметрия (удаленный сбор показаний с домовых приборов) уже достаточно давно и широко применяется в России в раздельных программах производителей счётчиков воды тепла и электроэнергии, в то время как поквартирная еще только начинает свое развитие.

Застройщики, которые организовывают на своих объектах системы телеметрии, как инструмент для создания комфорта собственникам квартир и удобства управления зданиями для управляющих компаний, рассматривая телеметрию как конечный продукт, идут по ложному пути.

Телеметрия это всего лишь часть большой и новой темы, которая называется «Приборный учёт» и нельзя телеметрию рассматривать как отдельный конечный продукт, она является составной частью «Приборного учёта» и необходима для удобства и оперативного сбора данных, освобождая жильцов от обузы периодически добираться до табло приборов учёта, дозваниваться или ходить в управляющую компанию чтобы передавать данные с приборов.

Управляющая компания, в свою очередь, получает показания всех приборов одновременно в реальном времени, не дожидаясь волеизъявления жильцов. А также контроль за недобросовестными жильцами, которые пытаются манипулировать показаниями приборов.

И как в любой логической игре, скажем в шахматах, от первых ходов зависит исход игры, так и от выбора оборудования, организации и концепции телеметрии зависит удобство и комфорт, как жильцов, так и управляющей компании.

Застройщики добиваются комфорта собственников квартир, который обеспечивается использованием в строительстве качественного оборудования, материалов и новых технологий.
Мы со своей стороны предлагаем не просто телеметрию, провода, контроллеры, датчики, счётчики.

Мы предлагаем порядок в приборном учете, точность и прозрачность расчётов в единой компьютерной программе, снимая с управляющей компании вопросы установки приборов учёта получения и обработки показаний, периодической поверки, и закрываем спорные вопросы с жильцами касающиеся точности измерений, поверки приборов и других текущих вопросов, касающихся приборного учёта.

В конечном итоге управляющая компания получает удобный продукт, который может самостоятельно обслуживать, имея штатного сантехника, электрика диспетчера и бухгалтера.

Как это работает?

Передать данные с какого-либо прибора на компьютер или смартфон заказчика не самая сложная задача, достаточно знать характеристики прибора и требования заказчика, чтобы определить оптимальный способ передачи данных.

К примеру заказчику нужно два-три раза в месяц (или ежедневно) снимать показания с общедомового счётчика тепла (или счётчика воды, или электросчётчика), что для этого нужно?

Во-первых, счётчик должен быть обладать функцией передачи данных:

1) Это может быть импульсный выход (счётчик отправляет сигнал-импульс, который равен какому-то значению потребляемых ресурсов. Например: 1 импульс=10 литров воды, 1 импульс=1 кВт/час, 1 импульс=0,001Гкал.).

2) Это может быть цифровой выход (У счётчика есть своя память, которая сохраняет данные. Соответственно с неё можно снять сохранённые данные, в любой момент).

3) Это может быть радиовыход. От цифрового он отличается только тем, что для приёма сигнала, нужен приёмный модуль, который способен принимать данные сразу с 24 счётчиков (воды, тепла, или газа)

4) Существует ещё несколько способов дистанционной передачи данных. Разница в способе передачи данных (Проводная: PLC, Ethernet и т.д.) (Беспроводная: ZigBee, LoRa и т.д.)

Во-вторых, нужен прибор, обрабатывающий сигнал от счётчика и отправляющий его заказчику (Это может быть модем, передающий данные по CSD, GSM; или преобразователь в Ethernet; или любое устройство принимающее и передающее данные заказчику) .

В-третьих на компьютер или смартфон заказчика устанавливается программа, принимающая сигнал от передающего оборудования и позволяющая считывать текущие данные и формировать отчёты за выбранный промежуток времени.

Вот и всё. Ничего сложного, правда?

Теперь давайте усложним задачу…

Возьмём не один прибор, а все приборы учёта, установленные в жилом доме: Счётчики тепла, воды и электричества в квартирах и приборы учёта на общедомовые нужды.

В чём сложность?

Сложность заключается в том, что все эти приборы учёта собраны на разных предприятиях, имеющих свой взгляд на то, каким должен быть собираемый ими прибор.

Задача проектировщика системы телеметрии заключается в подборе оптимального оборудования, способе прокладки коммутационных линий и разработке способа передачи данных заказчику.

Продолжение статьи в процессе написания…